Дом М.В. Матюшина

Небольшой деревянный домик, который сохранился без изменений со времен, когда в нем жили известные художники Елена Гуро и Михаил Матюшин более ста лет назад. Это место, где собирались футуристы, которые поражали публику своими необычными выражениями и идеями. Они рисовали на своих лицах, сочиняли стихи на собственном языке и создавали собственные авторские книги вручную. В музее можно увидеть мастерскую художника и его картины, а также задуматься над поведением и особенностями футуристов. А во время арт-медиации, дети смогут сформировать свое собственное впечатление от живописи и попытаются понять настроение художника и мысли, которые он хотел выразить в своем произведении.
История музея
М.В. Матюшин был одним из ярких представителей русского авангарда начала XX века, сотрудничал с Казимиром Малевичем и другими художниками. Его дом сохранил атмосферу креативных экспериментов.
Знаешь ли ты?
Матюшин занимался «расширенным видением», считая, что человек может видеть мир шире за счёт экспериментов.
Сегодня музей показывает рукописи, инструменты и картины, помогающие понять личность и творчество мастера.
Что посмотреть?
Что важно увидеть?
Музыкальные инструменты
Рояль и другие инструменты, на которых Матюшин сочинял свои произведения.
Авангардные эскизы
Оригинальные наброски и живописные работы, созданные в эпоху футуризма.
Эксперименты с цветом и формой
Материалы, где художник исследовал необычные способы видения.
Совет от Музейника
Спроси у экскурсовода о самых смелых экспериментах Матюшина и его кругах общения!
Маршрут для детей
Дорогой друг, сегодня я хочу рассказать тебе о бунтарях и революционерах в мире живописи - об авангардистах. А поможет мне в этом Музей Петербургского авангарда. Музей петербургского авангарда - деревянный домик, сохранившийся таким с тех пор, когда здесь жили более ста лет назад художники Елена Гуро и Михаил Матюшин. Здесь собирались и изумляли публику футуристы, они же будетляне: рисовали на своих лицах, сочиняли стихи на выдуманном языке, от руки создавали собственные авторские книги. У нас можно увидеть мастерскую художника-авангардиста и его картины, поразмыслить о том, почему футуристы так странно себя вели.
Здесь во время арт-медиации можно сформировать собственное впечатление от живописи, попытаться уловить настроение художника, мысль, которую он хотел вложить в свое произведение. В отличие от обычной экскурсии, участники арт-медиации получают право голоса наравне с ведущим. В конце занятия участники смогут озвучить понравившуюся картину, подобрав соответствующую их восприятию музыкальную ассоциацию с помощью мобильного телефона или другими доступными средствами.
Стань участником программы "В гостях у искусства". Программа состоит из 4 занятий, каждое занятие включает в себя беседу на экспозиции музея и мастер-класс в гостиной. Можно приобрести абонемент на все четыре занятия или выбрать только понравившийся вариант:
Подойди к экспозиции "Корни и кристаллы Михаила Матюшина". Она познакомит тебя с корневой скульптурой и цветовыми таблицами М. В.Матюшина. Эскиз к автопортрету "Кристалл". Графический автопортрет-кристалл. На автопортрете автор изображает себя в образе кристалла. Матюшин был очень многогранной личностью, имел много творческих хобби, кристалл тоже имеет множество граней.
Удивительная экспозиция "Кто такие футуристы и зачем они себя раскрашивали?" познакомит тебя с понятием "футуризм", обсуждение необычного внешнего вида Давида Бурлюка, Василия Каменского и Владимира Маяковского.
Хочется самому почувствовать себя художником? Посети мастер-класс: Раскрашивание Владимира Маяковского в духе футуристов.
Найди экспозицию "Футуристическая книга как арт-объект". Она познакомит тебя с необычными книжками поэтов-футуристов, обсуждение того, как дети участвовали в их создании.
Приходи на мастер-класс в гостиной: Создание собственной футуристической книги с обложкой-облачком по мотивам "Небесных верблюжат" Гуро.
Подойди к экспонату "М.В. Матюшин, М.В. Эндер. Коллекция таблиц по разложению цвета". Его не так просто найти, он спрятался в потайной витрине) Матюшин после революции становится профессором живописи в реорганизованной Академии художеств. Совместно со студентами он проводит исследовательскую работу по сопоставлению цвета и звука, звука и формы. Цветовые таблицы становятся результатом длительной работы с цветовыми экспериментами (с 1923 по 1932 г.г.). Они были включены в "Справочник по цвету" М.В. Матюшина, который был издан тиражом в 400 экземпляров - удивительно то, что по всей стране не нашлось ни одной типографии, которая могла бы в точности передать все оттенки цветов в печати, поэтому ученики Матюшина выполнили все цветовые таблицы справочника вручную. На практике такие таблицы использовались, например, художниками, которые занимались окрашиванием фасадов зданий в Петербурге.
Здесь есть не только живопись. Обрати внимание на сборник "Небесные верблюжата". Последний сборник литературных произведений поэтессы и художницы Е. Гуро (супруги М. Матюшина), изданный в печати уже после ее смерти. Обложку оформила ее семилетняя племянница Марианна Эрлих. Футуристы очень внимательно относились к детскому творчеству. Они считали, что детский взгляд наиболее непосредственен, и, как следствие, часто публиковали детские работы наравне с профессиональными художниками и поэтами.