Оставайтесь на связи с нами. Мы рассылаем только надежную проверенную информацию, которая нужна в работе
Правовой статус туристского информационного центра на федеральном уровне не определен, но необходимость такого определения возникнет только в том случае, если система туристских информационных центров будет развиваться в качестве филиалов или предприятий федерального подчинения. В данном случае необходимы будут соответствующие дополнения в ФЗ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Однако подобная схема противоречит логике развития туризма в качестве социально-экономического феномена, привязанного к конкретному отдельно взятому региону и не соответствует сложившейся мировой практике.
Правовое регулирование деятельности туристских информационных центров как элемента туристской деятельности конкретного региона относится к компетенции субъекта Российской Федерации или, в большинстве случаев, к компетенции местных органов власти или местного самоуправления. Функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере развития туризма четко не определены (в частности, является ли развитие туризма в регионе их правом или обязанностью), однако местное самоуправление самостоятельно определяет свои полномочия и функции по подобным вопросам.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма мог бы взять на себя координирующие и методические функции, регулирующие и направляющие деятельность ТИЦ в конкретных регионах. Предлагается две возможные альтернативные формы:
через учреждение ассоциации туристских информационных центров;
через создание совета по взаимодействию с региональными туристскими информационными центрами.
5. Регулирование деятельности и выбор организационно-правовой формы туристского информационного центра определяются спецификой местной или региональной туристско-рекреационной отрасли и являются прерогативой органов региональной или муниципальной власти.
6. Туристский информационный центр может существовать как юридическое лицо в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Закон РФ № 51-ФЗ ГК РФ, ч. 1, гл. 4, ст. ст. 48-123, Закон РФ № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Закон РФ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Закон РФ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Закон РФ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и т.д.).
7. Деятельность туристского информационного центра не попадает под лицензионные виды деятельности. Лицензирование отдельных видов деятельности в РФ осуществляется на основании Закона РФ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором приведен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Названный закон не содержит требования о лицензировании туристской деятельности и деятельности туристских информационных центров. Торговля сувенирной продукцией, которая зачастую является элементом коммерческой деятельности туристских информационных центров, также не попадает под обязательное лицензирование (кроме торговли алкогольной продукцией).
8. Вопросы компенсации возможных потерь предусмотрены в законодательстве о страховании и о банковской гарантии. Законом РФ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрена обязанность туроператоров определять размер финансового обеспечения своей деятельности, который используется при заключении договоров страхования или банковской гарантии, а также обязанность формировать компенсационный фонд объединения туроператоров. Деятельность туристских информационных центров не связана с рисками такого рода потерь. При возникновении рисков больших потерь туристские информационные центры в добровольном порядке или в силу доработанного в этой части Закона РФ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» должны будут предусматривать мероприятия по компенсации возможных потерь, аналогичные вышеназванным мероприятиям для туроператоров.
Туристский информационный центр, будучи юридическим лицом, обязан выполнять требования действующего законодательства для юридических лиц во всех областях своей деятельности. Туристский
информационный центр, являясь юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, осуществляет хозяйственную деятельность на основании действующего законодательства и исходя из своей организационно-правовой формы и уставных целей и задач.
А) Никаких особенностей и льгот в части лицензирования, сертификации, отчетности для туристских информационных центров законодательством не предусмотрено.
Б) Льгот по налогообложению и по социальным выплатам для деятельности туристских информационных центров в налоговом законодательстве РФ не предусмотрено. Вопросы налогообложения регулируются Законами РФ № 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1», № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2», в которых рассмотрены все виды налогов, в т. ч. НДС, налог на прибыль организаций и иные федеральные, региональные и местные налоги. Там же рассмотрены специальные режимы налогообложения, возможные для применения в названных в законе случаях. Порядок исчисления и оплаты организациями, в том числе туристскими информационными центрами, взносов в фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования) регулируются Законом РФ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования».
Существующие на сегодняшний день в Российской Федерации организационно-правовые формы туристских информационных центров синтезированы в таблице 2.
Таблица 2. Организационно-правовые формы туристских информационных центров в России
Государственное бюджетное учреждение является оптимальной организационно-правовой формой туристского информационного центра, если исходить из сочетания максимума возможностей финансирования его деятельности:
государственное финансирование в виде субсидий регионального или муниципального бюджета, формируемое, в том числе и за счет местных налогов, поступающих от организаций, занимающихся туристской деятельностью;
государственное целевое финансирование в виде целевых субсидий по линии региональных целевых программ и государственно-частного партнерства;
государственное финансирование по линии государственного заказа;
грантовое финансирование;
коммерческая деятельность, в том числе совместная с туристскими организациями, доходы от которой используются для реализации уставных целей и задач организации.
Бюджетные учреждения в Российской Федерации могут быть 3 видов подчинения и финансирования: А) федерального, Б) субъекта РФ и А) местного (муниципального).
А) Федеральные бюджетные учреждения - наделяются федеральным имуществом и получают финансирование (субсидии) на выполнение государственного задания из федерального бюджета;
Б) Государственные бюджетные учреждения - наделяются имуществом субъекта РФ и финансируются, соответственно, из бюджета субъекта РФ;
В) Муниципальные бюджетные учреждения наделяются имуществом муниципального образования и финансируются из местного бюджета.
Исходя из мирового опыта, для консолидации бюджетов участников регионального туристского рынка в целях проведения точечных маркетинговых акций или масштабных рекламных и PR-кампаний на целевых рынках создаются ассоциативные партнерства и союзы, которые
объединяют заинтересованных участников рынка в качестве учредителей или членов подобного партнерства или союза (такая партнерская схема существует, например, во Франции).
В туристско-рекреационной отрасли Российской Федерации некоммерческие партнерства (туристско-информационные организации, маркетинговые агентства по туризму) являются одной из наиболее распространенных форм государственно-частного партнерства.
Для консолидации частных предприятий - участников регионального туристского рынка и объединения финансовых ресурсов под конкретные задачи создание государственно-частного партнерства в виде некоммерческого партнерства представляется целесообразной мерой (для регионов и муниципальных образований, где туристский кластер достиг соответствующей стадии развития).
Для интеграции бюджетов регионального частного сектора, привлечения финансовых ресурсов в туристские информационные центры, а также обеспечения поддержки их деятельности рекомендуется организация взаимодействия туристских информационных центров (ГБУ) и некоммерческого партнерства. Одним из учредителей некоммерческого партнерства может выступать туристский информационный центр. Данное взаимодействие может способствовать усилению конкурентоспособности туристско-рекреационной отрасли региона, а также стимулом для развития и консолидации регионального туристского кластера. Объединяющую и направляющую роль здесь бы мог сыграть региональный туристский информационный центр в лице бюджетного учреждения.
Оставайтесь на связи с нами. Мы рассылаем только надежную проверенную информацию, которая нужна в работе